Храмовая гора (Иерусалим): фото и отзывы туристов. Храмовая гора: история

История

Между X веком до н. э. и I веком н. э. на Храмовой горе стоял Иерусалимский храм , который служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание так называемого Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны . Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешённую зону.

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчетам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан . Кроме того, в Новом Завете утверждается, что Иисус является прямым потомком царя Давида (Мф. 1:17), сын которого, Соломон , основал Первый Храм на этой горе.

Тем не менее, среди многочисленных святых мест христианства в Иерусалиме, Храмовой горе особого значения не придавалось.

Значение Храмовой горы в исламе

Мечеть Скалы

Иерусалим и святыни, расположенные на Храмовой горе, признаются мусульманами третьими по значению после Мекки и Медины . Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году , Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании . До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача , что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны , в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна , флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.

В г., после подписания соглашений в Осло , управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию и вообще отказываются признавать сам факт существования

История Храмовой горы

Храмовую гору, которая возвышается над Иерусалимом к юго-востоку от Старого города, венчает прямоугольная площадь, окруженная неприступной каменной стеной. Над площадью сияет золотой купол. Это мечеть, которую видно со всех иерусалимских гор. Являясь центром святого города, соединившего три религии, храмовая гора священна для иудеев, мусульман и христиан.

Где бы ни находился еврей, читающий молитву, его лицо обращено в ту сторону, в которое находится Храмовая гора. Своим исключительным статусом это место обязано возведению здесь Храма. Мудрый Соломон построил Первый Храм, где Ковчегу Завета - символу присутствия Бога - было отведено центральное место. Первый Храм стал главным и единственным культовым домом на Земле Израиля.

Разрушение первого храма

Разрушение Первого Храма вавилонским царем Навуходоносором подтвердило пророчества о том, что еврейский народ будет наказан и пленен за несоблюдение им заповедей. После 70-летнего пленения колена Израилевы начали восстановление Храма, отстраивая его заново.

Первая Иудейская война стала причиной того, что после этой реконструкции, которая была затеяна Царем Иродом, храм просуществовал недолго. Белокаменную святыню, отделанную серебром и золотом, разграбили и сожгли римляне. Сегодня мы видим последнее, что уцелело от нее - Западную стену или Стену Плача - символ иудаизма и традиционное место, откуда возносятся молитвы.

Существуют пророчества в иудаизме, а также и в христианстве, о приходе Мессии (Машиах) - Идеальный царь, посланник Бога и спаситель всех народов, в представлении иудеев и христиан, возвестит о начале строительства Третьего Иерусалимского Храма - духовного центра для народа Израиля и всего человечества.

Мусульмане, объясняя святость Храмовой горы в Иерусалиме, ссылаются на то, что на Храмовой площади находится Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, которые они возвеличивают не менее, чем Мекку или Медину. Здание Купол Скалы - центральное сооружение.

По преданию оно стоит на незыблемом краеугольном камне мироздания, - это именно то место, где возвышалась святыня иудейского Храма.

Храмовая площадь сосредоточила множество памятников архитектуры - зданий, построенных во времена, когда эта земля находилась под властью мамлюков и Османской империи, а также останки сооружений, построенных римлянами. Исламские святыни в районе Храмовой горы находятся в ведении и под наблюдением ВАКФ, организации, известной со времен Британского мандата. Начиная с 1993 года это учреждение находится в подчинении Палестинской автономии.

Запрет на посещение Горы

На оккупированной Иорданией в 49 - 67-м годах прошлого века территории Восточного Иерусалима действовал запрет на проведение молитв и посещение Храмовой Горы. Кроме этого, большей части зданий в еврейском квартале с его древними синагогами и библейскими и талмудическими гробницами, был нанесен разрушительный ущерб.

В июне 1967 года главная еврейская святыня и мессианская надежда, Храмовая Гора в Иерусалиме, была освобождена воздушно-десантными войсками, которыми командовал генерал израильской армии Узи Наркис.

В 1967 году израильские власти разрешили посещать святое место всем желающим, но неурегулированность положения и негативная позиция ВАКФ по отношению к израильским службам послужили причиной ограничения посещений. Было установлено специальное расписание, которое действует и в настоящее время. По поверью, пришедшего сюда, не коснется кара господня.

Тайны Храмовой горы

К многочисленным загадкам и тайнам, относящимся к Храмовой горе, можно причислить вопрос о подлинном расположении Храма, по поводу которого существует множество догадок и разногласий, которые касаются восхождений на гору и запрета на осквернение этого святого места.

Вызывает вопрос также и местонахождение тех богатств и священных реликвий, которыми славился этот величественный Храм. Храм подвергался неоднократным разграблениям, в результате чего ценности не были обнаружены. Такие иудейские реликвии Первого Храма, как Ковчег Завета и золотая Менора, исчезли бесследно.

Цельнокованную менору, как указано в Танахе, украшал золотой декор, а вес ее был не менее 30 кг. Из Первого Храма вавилоняне вывезли не только Менору Моисея, но и золотые светильники. Вавилоняне также вывезли и другую Золотую Менору, украшавшую Второй Храм. Известно, что и множество других менор Храма претерпели реконструкцию и восстановление.

Один такой золотой семисвечник захватили римские воины, что засвидетельствовано в летописях. Но легенда утверждает, что Менора, которая была спрятана еврейскими священниками, исчезла в суматохе событий. Сегодня этим древнейшим символом иудейской религии украшен герб Израиля.

Во внутреннюю часть Храма, так называемую, Святую Святых, имел доступ только первосвященник. Считается, что Святая Святых было местом явления Господа, а сам Ковчег Завета был хранилищем Скрижалей, преподнесенных Богом народу Израиля.

Загадочное исчезновение ковчега также относится к периоду Первого Храма. Однако, никогда не упоминалось, что ковчег был трофеем. Но его не нашли и во Втором Храме. По некоторым версиям, ковчег прятали под глыбой краеугольного камня мироздания. На поиски Ковчега и ответа на эти вопросы направлены усилия многих известных современных археологов.

Следы, оставившие события далекого прошлого, свидетельствуют о присутствии на Земле Израиля посланцев древних высокоразвитых цивилизаций, которые по определению наших предков были "божественными существами". Это доказано легендами и преданиями, а также архитектурой памятников и некоторыми иудейскими религиозными ритуалами.

По мнению ученых-исследователей в Израиле можно обнаружить артефакты, которые своими особенностями обязаны высоким технологиям, присущим этой древней "божественной" цивилизации.

Храмовая гора в наши дни

Библейские историки в основном заняты исследованием непосредственно храмов Храмовой горы. Но окружавшая храмы стена также является кладезем тайн. Своей архитектурой она выделяется на фоне несовершенных построек, а современные исследователи находят сходство с ней десятков загадочных и совершенных конструкций в разных уголках мира.

Это доказывает то, что конструкция стены, окружавшей Храмовую гору, была спроектирована задолго до исторически зафиксированной даты, а своим созданием она, возможно, обязана внеземной "божественной" цивилизации.

Экскурсии на Храмовую гору выходят из практически всех городов Израиля: из Тель-Авива, Хайфы, Хадеры, Нетании и многих других. Отдыхая в или на Мертвом море обязательно выберите один день и посетите это святое место.

Которая находится в Иерусалиме, видна со всех иерусалимских гор, поскольку в самом ее центре сияет золотой купол.

Знаменитая и священная впервые упоминалась со времен Тайной Вечери.

Величайший относится к семи чудесам света, а его строительство началось в 10 веке до нашей эры.

Если вы хотите найти на земле самое священное место, связавшее сразу несколько мировых религий, то это будет Храмовая гора. Ее значимость признана культовой и продолжает хранить огромное количество загадок мироздания. Евреи, арабы и христиане регулярно приезжают в Иерусалим в дни религиозных праздников, чтобы помолиться и почтить память Создателя, Иисуса, Мухаммеда и других пророков древности.

Миллионы паломников со всего мира почитают эту святыню одной из самых значимых как в иудаизме и христианстве, так и в мусульманстве. Тяжело представить, что 3 противостоящие религии связаны с горой и постоянно отстаивают свое первенство за право владения землей.

Читайте в этой статье

Какие тайны скрывает святыня?

По преданиям священных Писаний Храмовая гора изначально именовалась как Мория (гора, на которую Аврааму указывал Бог). Поэтому святость этого места лежит в основе всего мироздания. Вот лишь часть самых важных событий, случившихся на этом месте:

  • Именно на Краеугольный камень в третий день создания Всевышний спустил мир, а по еврейским преданиям этот камень и есть - Храмовая гора
  • Здесь появился первый человек
  • Каин и Авель вместе с отцом Адамом осуществляли жертвоприношения Богу
  • После всемирного потопа Ной возвел на вершине горы алтарь для приношения Всевышнему
  • Авраам собирался совершить жертвоприношение Богу, пытаясь убить своего сына Исаака
  • Царю Давиду явился ангел с мечом, указавший на место строительства священного алтаря, после чего Израиль избавился от язвы
  • Краеугольный камень с вершины горы стал изголовьем для пророка Якова, когда тот наблюдал пророческий сон о небесной лестнице
  • Древние скрижали Завета, посланные Моисею Богом вытесаны из каменной породы Храмовой горы
  • Именно с вершины холма пророк Мухаммед отправился на резвом скакуне к Аллаху прямо из Мекки.

Сейчас место горы выглядит в виде небольшой пятиугольной площади, огражденной высокими каменными стенами в самом сердце . В центре построен храм Купол Скалы, сверкающий на весь город золотом, а у края стоит более маленькая мечеть Аль-Акса.

Главные иудейские достопримечательности горы

Первый Храм Иерусалима

По преданию за свои многочисленные грехи Давиду было запрещено возводить святыню, поэтому его наследник Соломон в 967 году до н. э. основал храм Бога. Строительство заняло 7 лет и закончилось массовым празднованием освещения строений.

Из священных писаний ясно, что ночью на храм спустилась шехина (божественная сила, которая знаменовало его присутствие). Здесь царь поместил реликварий с заветами пророка Моисея.

Великая тайна

В 586 году до н. э. после сожжения храма армией Вавилона появилась тайна Храмовой горы, которая мучает историков и археологов до сих пор. Все реликвии были перевезены в Вавилон, но в процессе перевозки бесследно пропал ковчег со скрижалями Завета Моисея и золотая Менора. Археологи проводили раскопки, так как по легендам сокровища были надежно спрятаны от вавилонской армии, но к сожелению явных следов первого храма практически не осталось, так как мусульмане возвели здесь после захвата земель свои святыни.

Второй Храм и его руины

В 536 году до н. э. еврейский народ воздвиг Второй Храм, который был прекрасен и поражал своим величием. Около 20 года до н. э. царь Ирод произвел работы по реконструкции и увеличил площадь Храмовой горы, поставив 30-метровые стены для сокрытия святыни от города. К несчастью Второй Храм не избежал участи своего предшественника. Римляне уже в 70 году н. э. практически полностью снесли святыню, оставив одни руины.

На сегодняшний день практически нетронутой осталась Западная стена, знакомая всему миру как . Этот кусочек мировой святыни разделен на большую мужскую и маленькую женскую часть перегородкой. К этому памятнику древности пускают всех туристов. Однако женщинам лучше повязать голову и закрыть плечи с коленями.

Можно поместить маленькую записочку с желанием в щель стены. Потом необходимо не поворачиваясь к стене спиной вернуться к выходу. Перед и после всех процедур евреи делают омовения. Для этого в общественных областях поставлены умывальники и ковшики.

Пророчества

Исходя из писания пророка Иезекииля, Антихрист должен возвести на горе действующий Третий Храм. После Второго пришествия Иисус вернется в наш мир для начала Страшного суда. Первыми этой участи удостоятся евреи, захороненные на древнейшем кладбище города. Те, кто упадет с проложенного Богом моста сразу сгорят в аду, остальные попадут в рай.

Сам иудаизм исключает факт Второго пришествия. По их писаниям Мессия, являющийся прямым потомком Давида, должен основать Третий Храм, который объединит все религии и воцарится мир.

Мусульманские достопримечательности

Разрушив иудейские святыни в период с 687 по 691 год, мусульмане построили самый заметный и богатый памятник Иерусалима - мечеть Куббат ас-Сахру. Купол мечети сияет золотом и подчеркивает власть над еврейским народом. Это место было выбрано неслучайно. Несмотря на святыни евреев, для мусульман Храмовая гора связана с пророком Мухаммедом.

Камень основания располагается на пике скалы и огражден золоченой решеткой, сохраняя неприкосновенность. Этот мусульманский храм возносит Израиль к одним из самых важных мест зарождения ислама. Именно здесь Мухаммед, привязав своего скакуна, поведал народу о том, что нужно молиться 5 раз в день.

Купол Скалы стал одним из ярких примеров ранней архитектуры ислама. Он возвышается к небу классическим полумесяцем. Уникальная мозаика покрывает поверхность стен, сводов и арок храма. В орнаменте можно заметить растительные и геометрические мотивы с письменами арабской вязью. Для мусульман это больше, чем достопримечательность. В мечети находится след от стопы и 3 волоска с бороды пророка Мухаммеда.

Небольшая и с виду невыразительная мечеть на Храмовой горе являлась раньше первой киблой мусульман, то есть была приоритетным пространственным ориентиром при молитве. Ее построил халиф Умар в середине VII века. Серый купол, покрытый свинцом находится, на краю площади горы. Эта третья по значению святыня мусульман, так как здесь совершил молитву сам Мухаммед перед вознесением к Аллаху.

Кто хозяин Храмовой горы?

В 1967 году в период Шестидневной войны десантники Израиля завладели мусульманской частью горы (по уже культовым в наши дни заявлениям солдата Моти Гура: «Храмовая гора - в наших руках»). Сегодня доступ к этой великой достопримечательности разрешен для всех желающих в специально выделенные дни и часы.

После посещения Храмовой горы и ее достопримечательностей, наполненных духовной силой даже глубоко нерелигиозный человек способен почувствовать всю мощь и величие Иерусалима. Контраст руин еврейских святынь с красотой и богатством мусульманских строений создает противоречивые ощущения и навсегда остается в сознании каждого путешественника.

Что входит в план обычной обзорной экскурсии по Иерусалиму (Израиль)? Храмовая гора, Стена Плача, дорога на Голгофу… Остановимся на первой достопримечательности. Туристы, побывавшие в Иерусалиме, не перестают удивляться, что некоторые места Старого Города являются святынями сразу для трех мировых религий - христианства, иудаизма и ислама. Не исключение и Храмовая гора. Можно сказать, что христиане чтут Ветхий Завет, а мусульмане считают Иисуса Христа пророком Исой. Но здесь - другая история. Гора, прозванная Храмовой, если верить Устной Торе, является основой всего мироздания. Это некий краеугольный камень, с которого Бог начал создавать землю и небо. Стоит ли побывать в таком месте? "Конечно!" - уверяют туристы. Даже если вы не являетесь сторонником ни одной из трех религий. По крайней мере, у вас останутся незабываемые впечатления и красочные фотографии.

Иудейская святыня

В древности Храмовая гора носила название Мориа, что означает «Господь видит». Кроме того, что с нее началось сотворение мира, иудеи верят, что именно здесь Бог создал Адама. После изгнания людей из рая Каин и Авель приносили жертву Всевышнему на первом алтаре на Храмовой горе. И после Потопа праведник Ной также остановился здесь, а не у Арарата. На Храмовой горе он построил новый жертвенник. Но более всего известна эта достопримечательность тем, что здесь Авраам из любви к Богу готов был принести в жертву своего сына Исаака. Поэтому и было дано название горе Мориа, поскольку Яхве, видя помыслы пророка, послал ангела, который остановил руку с занесенным ножом. Обо всем этом рассказывают экскурсоводы туристам, и от этих историй кровь холодеет в жилах даже у неверующих. Ведь это, как-никак, "прикосновение к сакруму".

Первый Храм

А еще на этом месте царь Давид видел ангела с мечом и понял, что моровая язва, поразившая население Иерусалима, является выражением гнева Господня. Он принес Богу богатые жертвы, после чего эпидемия прекратилась. А сын Давида - Мудрый Соломон, построил в конце Х века до нашей эры на вершине горы первый иерусалимский храм. Над строительством трудились тридцать тысяч израильтян и впятеро большее количество пленных финикийцев. После того как Дом Господень был освящен, его наполнило облако шехина - свидетельство присутствия Бога. С тех пор Мориа получила иное название - Храмовая гора. Иерусалим не знал большей святыни, ведь там находился то есть ларь с каменными скрижалями, которые Бог вручил Моисею. Но этого сооружения уже не увидят туристы, поскольку в 587 г. до н. э. его разрушили вавилоняне.

Второй Храм

Он был воздвигнут после освобождения от вавилонян в 536 г. до н. э. Храм стал символом единства еврейского народа, поэтому на его украшение и расширение не жалели ни сил, ни средств. Царь Ирод - тот самый! - расширил святыню, построил вокруг нее мощные стены, которые возвышались на тридцать метров над улицами города. Храмовая гора стала неприступной по тем временам цитаделью. И тут туристы христианского вероисповедания осознают, что они стоят на том самом месте, на котором ученики Иисусовы говорили своему учителю: «Посмотри на сии великие здания, на то, как они украшены!» На что Сын Человеческий ответствовал: «Придут дни, когда не останется здесь камня на камне». Христос оказался неточен: от второго храма все же что-то сохранилось. Это - Стена Плача, бывший западный фасад здания.

Мусульманская святыня

В 691 году арабские завоеватели построили на Храмовой горе две мечети. Первая - Куббат ас-Сахра - отмечает то место, на которое приземлился пророк Магомед в своем чудесном мгновенном перемещении из Мекки. На крылатом скакуне и окруженный ангелами, он сошел на гору, оставив для почитания потомкам след своей стопы и три волоска из бороды. Также мусульмане поклоняются "основанию мира" - небольшой скале под золотым куполом, с которой Господь начал сотворение всего сущего. Вторая мечеть на Храмовой горе - Аль-Акса. Несмотря на свои более скромные размеры и свинцовый купол, это сакральное сооружение имеет для мусульман огромное значение (третье после Мекки с Мединой). Поскольку на этом месте Магомет - как верховный имам - совершил ночную молитву вместе со всеми пророками, мечеть Аль-Акса долгое время являлась киблой. Все мусульмане во время намаза обращались лицом к этому ориентиру. И только позже кибла переместилась в Мекку.

Христианская святыня

Помимо того что о говорил Иисус, предрекая его разрушение, Храмовая гора имеет и более важное значение для тех, кто верит в Согласно учению Церкви (которое основывается на Книге Иезекииля), именно сюда придет во славе и с воинством небесным Сын Божий, чтобы совершить Последний Суд над миром. Со звуком трубы все мертвые выйдут из могил. И в таком месте, - говорят отзывы туристов, - невольно задумываешься о своих неправедных делах.

Эзотерическая святыня

Поскольку все три религии считают темную скалу на вершине горы местом, с которого Господь создавал землю, это верование нашло свое отражение в разного рода идеях сциентизма. Эзотерики считают, что через Мориа проходит теллургическая ось, на которой зиждется все мирозданье. Во времена недолгого правления христианских крестоносцев в Иерусалиме в мечети Аль-Акса располагалась главная резиденция ордена тамплиеров. Именно из-за этого конгрегация рыцарей-монахов получила свое второе название - храмовники. Существует множество (не подтвержденных историками) идей, будто тамплиеры пользовались какими-то тайными текстами и апокрифами, совершали гностические культы и тому подобное. Поэтому в этом месте можно встретить толпы эзотериков, которых привлекает тайна Храмовой горы. На самом деле в подвалах мечети в XII веке располагались обычные конюшни.

Находится эта достопримечательность на юго-востоке Старого города. Золотой купол мечети Куббат-ас-Сахра виден издалека. Сам комплекс представляет собой большую прямоугольную, обнесенную стенами площадь. В ее центре стоит Купол Скалы, а с краю - мечеть Аль-Акса. Хоть Храмовая гора, фото которой является «визитной карточкой» Иерусалима, кажется такой высокой, взойти на нее даже летом не составляет особого труда. Гораздо сложнее, как уверяют туристы, попасть в сам комплекс. Дело в том, что из-за которые то и дело вспыхивают у святынь (фанатиков хватает в любой религии), полиция с целью наведения порядка перекрывает доступ к площади. Лучше всего, как советуют бывалые путешественники, прийти пораньше. Только к КПП придется выстоять час в очереди. Следует помнить, что для женщин (почему-то в любой из упомянутых религий придираются именно к прекрасному полу) обязательны длинные юбки и прикрытые плечи. При этом всем не разрешается проносить на территорию Храмовой горы никаких предметов культа, если вы проходите по деревянному мосту через специальный КПП для туристов.

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

2024 chayka86.ru. Туристический портал - Чайка.